Вестминстерское аббатство - шедевр высокой готики и пантеон британской славы
Для англичан Вестминстерское аббатство имеет такое же значение, как для итальянцев собор Святого Петра, а для наших соотечественников Успенский собор московского Кремля. Именно тут начинается правление каждого монарха Великобритании — на протяжении долгих столетий в стенах аббатства традиционно проходят коронации — и здесь же правители Туманного Альбиона находят последний приют. С XVII века эта готическая церковь также стала местом упокоения знаменитых поэтов, писателей, актеров, государственных деятелей, прославивших английские культуру, искусство и политику. Поэтому неудивительно, что Вестминстерское аббатство, причисленное ЮНЕСКО к списку Всемирного культурного наследия, является настоящей святыней британской нации, «пантеоном славы», одним из главных символов и популярнейшей достопримечательностью Лондона.
Впрочем, надо сразу оговориться — то, что сегодня называют Вестминстерским аббатством, по сути является лишь его частью. Само аббатство было упразднено еще в XVI веке, в период реформации английской церкви, однако особый статус спас его от разрушения, которое в те времена постигло многие монастыри. Не пострадал и главный храм аббатства — готическая Соборная церковь Святого Петра, в которой короновались монархи и располагалась королевская усыпальница. Именно ее, оставшуюся местом важнейших богослужений, сегодня и называют Вестминстерским аббатством.
В далеком 1065 году Эдуард Исповедник основал на этом месте аббатство. Считается, что годом позже в нем короновался Гарольд II Годвинсон — последний англосаксонский король Англии и первый в долгой череде британских правителей, благословленных на царство в стенах Вестминстерского аббатства — перед тем, как отправиться навстречу войскам Вильгельма Завоевателя. В битве при Гастингсе Гарольд был убит, а Вильгельм решил короноваться там же, где и его предшественник— в Вестминстере. Об этом свидетельствует старейшая из сохранившихся записей аббатства.
Оно строилось с перерывами с 1245 по 1745 годы — это один из лучших памятников средневековой архитектуры Лондона и шедевр всей западноевропейской готики, над возведением которого трудились такие выдающиеся мастера, как Генри Рейнский, Джон Глостерский, Роберт Беверли, Генри Йевель, Кристофер Рен, Николас Хоксмур и др. Церковь поражает своими размерами: ее длина составляет 156,5 метров, а высота главного нефа, самого высокого в Англии— 31 метр. В архитектурных формах чувствуется значительное влияние французских образцов, но декоративное решение фасада имеет ярко выраженные английские черты — нигде, кроме Британских островов, не встретить такой изысканной резьбы по камню. К сожалению, реставрационные работы произведенные в XVIII-XIX веках часто искажали облик церкви, а отдельные детали ее экстерьера были навсегда утрачены.
Но великолепный интерьер церкви, с его стрельчатыми арками и цветными витражами, впечатляющими надгробными памятниками и мраморными колоннами не пострадал. В начале центральной галереи можно увидеть иконы русского мастера Сергея Федорова. В алтарной части церкви находится королевская усыпальница, надгробия представителей английской знати и высшего духовенства, в совокупности образующие лучшую в Англии коллекцию средневековой скульптуры. В Уголке поэтов, расположенном в южном приделе церкви, покоятся поэты, писатели и драматурги — Джеффри Чосер, Эдмунд Спенсер, Сэмюэль Джонсон, Альфред Теннисон, Томас Гарди, Роберт Браунинг, Чарльз Диккенс, Редьярд Киплинг — а также известные историки, ученые (такие как Исаак Ньютон и Чарльз Дарвин), архитекторы. Последним здесь был захоронен знаменитый британский актёр Лоренс Оливье (1989 год), после чего было объявлено, что усыпальница переполнена. В XVIII столетии в Уголке поэтов начали устанавливать памятники, статуи, бюсты, мемориальные доски— Уильяму Шекспиру, Джону Милтону, Джону Китсу, Роберту Шелли, сестрам Бронте, Генри Джеймсу, Т. С. Элиоту, Джейн Остин, Уильяму Блейку, Роберту Бернсу и другим.
За стенами церкви, в сохранившихся от XIII и XIV веков частях старого аббатства, расположены клуатр (монастырский дворик) с живописными галереями, дом аббата, одну из комнат которого, названную Иерусалимской, Шекспир описывает в своих хрониках как место смерти Генриха IV, бывший дормиторий, превращенный теперь в библиотеку, под которым расположены переходы и капелла, являющиеся самой старой частью аббатства, сохранившейся еще с XI века. Сейчас тут открыт музей.
Стоящий особняком знаменитый зал Капитула с его сводчатым потолком, грандиозными стрельчатыми арками, каменными переплетами, цветными витражами и изразцовым полом является зримым воплощением английской готики, ее подлинной жемчужиной. С 1282 года зал Капитула был одним из мест заседаний палаты общин, до 1660-х годов в подземелье под ним находилась сокровищница, в которой хранились королевские регалии.
Сегодня одним из главных сокровищ аббатства является коронационное кресло начала XIV столетия, под сиденьем которого хранится так называемый «камень судьбы». Украшенное позолотой и росписью, оно является уникальным историческим артефактом, реликвией, которая как и все аббатство в целом символизирует легитимность и преемственность власти британских монархов.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 0 )